» Легенды автомира » История первых кроссоверов СССР

История первых кроссоверов СССР

В это сложно поверить, но еще в середине прошлого века в СССР уже были представители кроссоверов. Автомобили с полным приводом были среди представителей Победы и Москвичей. При этом узнать о наличии таких моделей, даже в то время, было проблематично: информацию о полном приводе у Победы невозможно было узнать даже через специализированные справочники.

Сейчас известно, что советские кроссоверы все же существовали, но были выпущены в небольшом количестве.

Машина для колхозов

В середине 50-х Никита Хрущев призвал сделать автомобиль, полностью удовлетворяющий необходимость в транспорте в сельской местности. Но гораздо раньше, ближе к началу 1940-х годов Горьковский автозавод уже предпринял первую попытку сделать аналог современного кроссовера создав ГАЗ-61. За его основу взяли седан Ford Marmon Herrington. Машина успешно справлялась с бездорожьем, но начавшаяся Вторая Мировая Война заставила забыть о полноприводнике для городского и сельского населения.

Полноприводная Победа

Спустя почти десятилетие после окончания войны группа Г. Вассермана решила создать полноприводную модель, в основе которой ГАЗ-М-20.

Конструкторскому бюро пришлось значительно усилить кузов машины. Изменения коснулись крыши, передней панели и пола кузова, а также задних лонжеронов в зоне рессор.

У Победы позаимствовали трехступенчатую коробку и движок на 55 л.с. Мосты, с небольшими изменениями, были взяты у ГАЗ-69. Колесная база — 2700мм. Для задней подвески сделали стабилизатор поперечной устойчивости.

Итоговый вес модели составил 1560 кг, что почти на 200 килограмм тяжелее базовой М-20. Просвет стал на 1 см больше (21 см), максимальная разгон уменьшился до 90 км/ч. Сборка модели завершилась в 1954 г и уже на следующий год стартовало серийное производство.

Отметим интересный факт: автомобиль так и не получил название “Победа”. Капот получил пластинки с надписью ГАЗ-М72; модель была выше, получила щитки на задних колесах и внедорожные покрышки.

В салоне дополнительно установили 2 рычага, включающих понижающую передачу и второй привод. Также, М-72 стал первой в истории СССР машиной, получивший ветровой омыватель стекла.

В итоге разработка была идеальна как для рядовых колхозников, так и для председателей и районного начальства, но учитывая стоимость модели, мало кто из рядовых граждан мог ее себе позволить.

Дешевле и скромнее

В 1955 г. все та же группа Вассермана разработала и создала ГАЗ-М-73. Автомобиль получил дорожный просвет в 215 см, вес в 950 килограмм и колею 133 см. На этот раз двигатель на 35 л.с. и коробка позаимствованы у Москвича 402. Раздаточная коробка, а также адаптированные мосты взяты у ГАЗ-69. 

Модель предлагалась в двух вариантах: пикап и купе на два места с багажником.

Время Волги

Волга с полным приводом — не миф, но модель никогда не была в открытой продаже.

ГАЗ-24-95 — полноприводной седан, которых было сделано только 5 экземпляров, один из которых отправился в хозяйство Л. Брежнева, а второй служил в Горьковском обкоме.

ЗИС

В 1949 г. был разработан полноприводной ЗИС-110Ш, в основе которого база правительственного лимузина на семь мест. В нем использовали детали Dodge WC, при этом в раздаточной коробке не было понижающей передачи.

Спустя семь лет был представлен ЗИС-110П, получивший большое количество ключевых изменений. Он отличался мобильностью, проходимостью и надежностью, что сделало его идеальным для сложного бездорожья. В нем использовали пружинную переднюю подвеску независимого типа, масляный радиатор, стабилизаторы, а также измененную раму. 

Раздаточная коробка взята с грузовика ГАЗ-62, в которой увеличили передаточные числа на первых двух ступенях. Бензобак вмещал 113 литров.  Известно, что машина поедала топливо с бешеной скоростью: до 67 литров на бездорожье и 30 литров по асфальту (на 100 км).

Точное количество экземпляров прожорливого внедорожника неизвестно. По различным источникам это число варьируется от 4 до нескольких десятков автомобилей.