» Легенды автомира » ИЖ-2125 “Комби” - машина, упустившая свой звездный час

ИЖ-2125 “Комби” — машина, упустившая свой звездный час

Часто можно услышать, что ВАЗ-2108 был первым хэтчбеком СССР, а по совместительству и первой переднеприводной машиной. Но эта информация не верна. Первым автомобилем с передним приводом был ЛуАЗ-969, а дорогу поколениям хэтчбека открыл ИЖ-2125 “Комби”. Именно о последнем мы расскажем в этой статье, где разберемся, почему столь успешный и удобный автомобиль так и не стал популярным.

Повальное незнание или работа втихаря

Иж с самого начала не получил должного внимания со стороны населения по нескольким причинам. 

Главная из них — нежелание владельцев предприятия афишировать себя. Завод расположился на территории “Ижмаша”, принадлежавшей в то время министерству обороны. На самом производстве использовали новейшие технологии, причем за оснащение взялась компания Renault.

Руководством был поставлен план по наладке и выпуску серийных “Москвичей”. Этим предприятие и занималась, не отходя от плана. Почти не отходя от плана. Исключением как раз таки стал “Комби”.

Renault 16

Ижевский завод строился под руководством и технологиям французов, которые у себя на родине в 1965 году представили первый в мировой истории хэтчбек Renault 16. Через год на нашем заводе представили 408 Москвич со скошенным задом. Согласитесь, на совпадение не похоже. От француза модель отличалась удлиненным строением крыши. Дверь багажника была более покатая, чем у Москвича 426, и отличалась от конечной версии ИЖ 2125.

Спустя несколько месяцев модель обновили. Добавили ступеньку на нижней кромке решетки радиатора. Вместо первоначальных 4 фар, взятых с 408 ой модели у второй версии «Комбо» уже были свои — одинарные круглые фары. Немного позже сформируется окончательный вид основного освещения: прямоугольные фары от компании FER, изготавливаемые в Восточной Германии. Завершали образ необычной формы задние фонари и подфарники.

Как обычно все не по плану

На разработку “Комби” ушло не так много ресурсов, учитывая, что в основе совершенно новой по стилю машины кроется “Москвич”. Военное ведомство посчитало всю возможную прибыль от продаж за рубеж новинки и дало разрешение на массовый выпуск. В модели было отлично всё:

  • повышенная грузоподъемность;
  • усиленные рессоры;
  • сиденья заднего ряда с возможностью трансформации.

Если бы в конце 60-х завод смог наладить производство, то судьба хэтчбека сложилась бы гораздо радостнее. 

Но в СССР планы страны всегда впереди, поэтому сначала пришлось ждать запуска ИЖ-Авто, потом дожидаться выпуска ИЖ-2175. Только после этого вспомнили про уже более пяти лет ожидавшего выпуска “Комби”. Он пошел в массовое производство только в 1973 году.

О преимуществах замолвим слово

В СССР спрос на легковые машины всегда превышал предложение. “Комби” же при этом очень сильно выделялась в линейке “Москвичей”.

Она разгонялась до 140 км/ч. За это отвечал мотор на 1,5 литра с 75 л.с. Большое пространство в багажной зоне увеличивалось при необходимости, а также трансформировалась в двуспальную кровать.

Высокое качество модели обеспечивалось сборкой на новом заводе с европейским оборудованием. Цена на машину составляла на старте продаж 6746 рублей, что было лишь немного дороже “Москвича — 412”.

Единственный недостаток — крайне скромные темпы выпуска. За девять лет с завода сошли только 66489 “Комби”.

С небес на землю

Во время выпуска начали появляться ряд проблем. Фары из Германии и множественные хромированные элементы значительно увеличивали себестоимость модели. Поэтому в обновленном варианте было решено частично упростить хэтчбек, что плохо сказалось на его внешнем виде. Решетка стала черной пластиковой, фары стандартные круглые, упрощенные зеркала и уменьшение палитры расцветок… 

С каждым обновлением машина теряла все больше привлекательность и в середине 80-х годов уже лишилась всей первоначальной роскоши и уникального стиля.

В начале 1980 х завод разработал люксовую версию автомобиля Иж-21251 SL, который в серийное производство так и не вышел. У него были щеточные фароочистители, хромированные вставки, прямоугольные фары и улучшенный интерьер салона.

Начиная с 1982 года производство начался выпуск последней модернизированной версии с дисковыми тормозами спереди. Машина получила новую систему электропроводки и раздельный привод для задних и передних тормозов. В ней использовали вакуумный усилитель тормозов, взамен гидровакуумного.

Кузов у Иж-21251 получил новое расположение ручек, остекление спереди без форточек, и решетку радиатора темного цвета. “Комби” выпускался заводом вплоть до 1997 года.