
От деревянной кабины до успешного грузовика: история ЗИС 150
ЗИС-150 был одним из первых представителей автомобилей, которые создали с нуля на заводе без оглядки на зарубежные модели. Учитывая, что его разработка выпала на послевоенные годы, первые серийные машины оказались прилично сырыми.
Вследствие этого, 150-й получал ощутимые дополнения и обновления много раз. Последняя модернизация пришлась на ЗИС-164А, последние представители которого сошли с производства в 1964 году.
Первоначально у ЗИС-150 планировали следующее:
В основе кузова — кабина от грузовика из США International, которая подверглась ощутимой переработки. Среди изменений — внедрение третьего места и увеличение ширины кузова. В дальнейшем планировалась замена американской версии на аналог среди российских кабин со схожими габаритами.
Найти что-то советское по кабинам было сложно из-за дефицита стали и стальных листов.
Естественно, у завода не было возможности развития в ускоренные сроки направления по сборке металлических кабин. Как итог, в 1945 г. у второго опытного образца 150-го кабина была комбинированного типа. О стали речи не шло совсем. Крыша состояла из шпона, а двери, боковины и задняя стенка из дерева. Все это красиво затянули дермантином.
Деревянная кабина числилась обязательной у ЗИС-150 в постановлении Совмина 1946 г. Там же оговаривалось, что мера временная, но вот насколько временная зафиксировано не было.
Что же далее… такое могло произойти только в Советском Союзе…Но те, кто читает наши подборки, уже привыкли к таким фактам. Сборка следующей версии машины затянулась до 1947 г. К этому времени МосЗИС уже решил проблему с поставкой стали и мог делать на потоке металлические кабины. Но…тут вмешался госконтроль СССР и ряд верховных лиц, которые тыкали пальцы на документацию об обязательности деревянной кабины и прочный стальной кузов пришлось оставить на задворках, продолжив выпускать деревянную конструкцию.
Спустя некоторое время Сталин все же утвердил грузовик с кабиной из металла, но так как все производство уже было настроено на дерево, пришлось еще некоторое время ждать перехода…В результате первая стальная кабина у 150-го появилась лишь в 1949 году.
1949-1950
Следующие значительные изменения пришлись на конец 1949 и начало 1950 гг. Раму у ветрового стекла разделили на две части, причем левая половина стала открываться вверх. Далее изменили передний бампер, боковины капота. Теперь прорези вентиляции пробивались наружу. С 1953 года на грузовике появились светоотражатели и изменилось крепление подфарников.
1955-1956
Машина получила поворотники, которые к тому времени стали обязательными. После изменения имени завода машина из “ЗИСа” стала привычным нам “ЗИЛом”. Дальше пошла череда обновлений, при который ЗИЛ-150 носил разные названия.
В 1957 г. таким образом свет увидел ЗИЛ-164.
ЗИЛ-164А
Обновленную модель представили в январе 58-го. Многие его комплектующие взяты с ЗИЛ-130.
В частности, он получил от 130-го:
- коробку;
- комбинированный тормозной кран;
- промора кардана;
- сцепление;
- стояночный тормоз.
На конвейер модель поставлена в середине 61-го. По внешности 164А с предшественником не имел различий.
Весной 61-го у машины появился габаритный фонарь справа, который совместили со стоп-сигналом. Незадолго до этого рычажные амортизаторы поменяли на телескопические.
Со временем версия “А” все больше приобретала индивидуальность. В 1962 г. на него установили резину 260-20. Год спустя от 130-го перекочевал задний мост, обновленные задние фонари с рассеивателем из пластика.
ЗИЛ-164А находился в массовом производстве на протяжении трех лет. Последний грузовик сошел с конвейера 24 декабря 1964-го года.
Leave a Reply