» Легенды автомира » ЗИС 110 - ЗИС-112: как развивались гоночные машины на заводе Лихачева

ЗИС 110 — ЗИС-112: как развивались гоночные машины на заводе Лихачева

Одним из лидеров по развитию гоночный машин на ЗИС был молодой конструктор Борис Курбатов. Его первая машина, которая была представлена в состязаниях, был ЗИС-101, представленный на линейных гонках в конце 30-х годов. 

Суть состязания: доехать от старта до определенной точки, развернуться и обратно. Для трассы выбирали максимально прямой участок дороги. Для Москвы таким местом стало Минское шоссе, с петлей в районе Кубинки.

Гонки в СССР были популярны. Их любили не только участники состязаний и обычные зрители, но и руководство страны. Информацию о заездах публиковали в различных журналах и газетах. Совсем не удивительно, что И. Лихачев, будучи директором ЗИСа был недоволен, когда машина, созданная его заводом, была вынуждена сойти с дистанции из-за проблем со вкладышами.

После этой неудачи руководство предприятия решило всерьез подойти к созданию гоночного автомобиля. На базе ЗИС-101 тогда разработали родстер, но на старт он так не вышел. Справедливости ради отметим, что машина не очень походила на гоночную.

К вопросу о разработке скоростной модели вернулись после окончания войны. Тогда представили ЗИС-110В. У него встроили дополнительный бензобак и кожух. Он закрывал салон, начиная от спинки переднего сиденья до самого багажника. В то время по правилам в автомобиле должны были находиться двое: водитель и механик. Участников гонок было немного, так как машины большинства из них неповоротливы и аварии на трассе случались часто. Но сотрудников ЗИС это не останавливало и им удалось собрать команду гонщиков — конструкторов во главе с Глазуновым Сергеем.

ЗИС — 112 представлен на гонках в 1951 году. За необычный дизайн кузова отвечал Валентин Ростков. 

Он, в качестве ориентира, взял американский “Бьюик-Ле Сейбл” Машина на два места вначале получила мотор на 140 л.с., но вскоре его заменили на экспериментальную модель со 180 л.с, разогнавшуюся до 200 км/ч. В движке использовали верхние впускные клапаны и выпускные нижние. У машины сконструировали лишь одну фару по центру и круглую облицовку радиатора.

Длина машины составляла около 6 метров, что явно было больше, чем требовалось. В результате конструкторы смогли уменьшить габариты автомобиля на 60 см. Сделано это было по инициативе Курбатова. Помимо улучшения маневренности решение позволило увеличить максимальную скорость до 210 км/ч.

После 1955 года стали популярны кольцевые гонки. Их проводили на соединенных поперечных дорогах. Длина трассы составила 42 км. Это вынудило конструкторов искать пути дальнейшего улучшения маневренности транспортного средства.

Таким образов год спустя на трассу вышел ЗИЛ-112/2. Его кузов держался на каркасе из трубок. Он состоял из панелей стеклоткани с бумажными сотами. Их предварительно пропитывали БФ клеем. Подвеска и двигатель на 170 л.с. позаимствовали у 110-ой модели.

В том году (1956) Борис Курбатов завоевал третье место на чемпионате страны. В тех же состязаниях принимал участие новичок — ЗИС-112/3. Внутри со второй версии различий не было, а вот в основе дизайна использовался переделанный кузов от Кадиллака.

На следующий гоночный сезон конструкторы разработали две новые машины с кузовами из стеклопластика. Внешне они имели минимум различий. Колесные базы различались на 140 мм (2900 против 3040) в основе — мотор от ЗИЛ-111 на 200-220 лошадей. В качестве коробки выбрали вариант от ЗИС-110.

Эти два представителя стали очень успешны, заполучив немало призовых мест на протяжении 4 лет, вплоть до 1961 года.

Примерно в то время ЗИЛ представил новую модель: ЗИС-112С. По форме кузова он напоминал Феррари нескольких последних лет. У него использовали дисковые тормоза оригинальной конструкции, оригинальную пружинную подвеску сзади и волговскую спереди. Восьмицилиндровый двигатель на шесть литров развивал мощность в 240 лошадей.

У коробки был картер из алюминия для снижения веса. Максимальная скорость новинки составляла 260 км/ч. Машина стала бронзовым призером на чемпионате страны в 1963 году. Спустя два года, обновленная модель с двигателем на 270 л.с. стала чемпионом СССР. За рулем был Геннадий Жарков.

Со временем руководство ЗИЛа решило, что участие и создание машин для гонок отнимает слишком много ресурсов и решила закрыть проект. Два ЗИС-112С отправились на свалку, но третий все же удалось сохранить. Теперь он живет в автомобильном специализированном музее в Риге.