
ЗИС-110П: лимузин с характеристиками внедорожника
Каждому свое: внедорожнику бездорожье, кроссоверу всего понемногу, а легковым машинам городские джунгли. Но, зиловские специалисты в середине прошлого столетия решили все перевернуть сверх наголову, попытавшись создать представительский лимузин с замашками внедорожника. В качестве базы взяли ЗИС-110.
Считается, что разработки начались по просьбе военных в 1949 году.
Что было предпринято
Конструкторы использовали детали Dodge WC. Автомобиль попал к ним по договору лизинга. Если сравнивать колею, то она была близка к базовой модели. Сзади она была шире лишь на 50 мм, а спереди на 150 мм. Чтобы лимузин сохранил мощность, использовали мотор на 162 л.с. с двумя карбюраторами и увеличенной степенью сжатия.
Ранее такой движок уже зарекомендовал себя на ЗИС-115. Оттуда же позаимствовали радиатор и шины на 17 дюймов.
Отметим, что первоначально выбранный вариант покрышек показал себя слабо, в результате чего было принято решение о смене резины на импортные 9.0016. У раздаточной коробки не было понижающей передачи.
Для пробы было создано две модели. Обе получили высоту просвета в 22.6 см. При первых испытаниях обнаружилось множество косяков:
- ужасный отклик руля;
- почти неработающий уплотнитель кузова — грязь и пыль активно летели в салон;
- рессоры на пару с амортизаторами не выдержали нагрузок.
Все это привело к остановке работы над проектом: стало ясно, что просто “взять и слепить” не получится. О внедорожном лимузине забыли на многие годы.
Почти 10 лет спустя
Смена власти — смена требований. Новое руководство СССР часто разъезжало по стране и вопрос лимузина на любую трассу снова был поднят. Просмотрев старые документы по успеху, а скорее провалу, первой версии внедорожника, проект продолжили. В 1956 году ЗИС-110П вышел на испытания. В нем уже использовали масляный радиатор и новую конструкцию рамы. Новая независимая пружинная подвеска справлялась с нагрузкой гораздо лучше. К тому же конструкторы использовали стабилизаторы как спереди, так и сзади.
Новая коробка передач улучшила проходимость. В ней увеличили передаточные значения на первой и второй ступени. Развесовка по осям была почти идеальной 49 и 51%. Вес внедорожника составил 3155 кг. В длину лимузин получился почти 6 метров.
Расход горючего испугал бы любого, но не тех, для кого машина разрабатывалась. По асфальту двигатель использовал 30 литров на 100 км, а вот на бездорожье его аппетиты резко возрастали и составляли 67 литров на 100 км пути. По этой причине разработчики поставили бак на 113 литров горючего, когда как у стандартных моделей он был вместимостью на 80 литров.
Машина ушла на производство. Конечно, не массовое. Нет точных сведений, сколько ЗИС-110П в результате было собрано. В ряде источников фигурирует цифра 47, но многие считают, что на самом деле зиловцы собрали только три машины.
Уникум, не нашедший себя
ЗИС — 110П был единственный в своем роде. Он преодолевал бездорожье и делал это с высоким комфортом для пассажиров.
Но, он не смог закрепиться и стать бессменной машиной хотя бы на пятилетку. Просто, это было не его время.
Оставшиеся выжившие экземпляры модели приобрести можно, но сложно. Вся проблема в цене, которая удивит даже тех, кто владеет большими коллекциями редких авто.
Leave a Reply